Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Благотворительная деятельность – добровольная деятельность компании по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бесплатному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами – деятельность компании с целью выявления ожиданий и опасений заинтересованных сторон и вовлечения их в процесс принятия решений.
Глобальная инициатива по отчетности GRI – независимая организация, чья миссия состоит в разработке и распространении применимого в международном масштабе Руководства по отчетности в области устойчивого развития.
Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) – физические и юридические лица или группы лиц, формирующие систему ожиданий по отношению к компании либо находящиеся под воздействием ее деятельности, влияющие на принятие управленческих решений компании, будучи, в свою очередь, подвержены воздействию этих решений. К заинтересованным сторонам относятся акционеры компании, инвесторы, сотрудники, поставщики, подрядчики, потребители, профсоюзы и другие общественные организации, органы государственной власти и местного самоуправления, СМИ, жители той местности, где работает компания, и др.
Кадровая политика – это совокупность норм, правил, целей и представлений, определяющих содержание работы с персоналом (планирование и учет персонала, поиск и отбор, адаптация, обучение и развитие, организация труда, оплата труда и мотивация, аттестация, социальное обеспечение и др.) в соответствии со стратегией развития компании.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Комплаенс – соответствие деятельности организации требованиям государственных органов, нормам законодательства, применимым правилам, рекомендациям и стандартам, в том числе внутренним корпоративным политикам и процедурам, а также этическим нормам ведения бизнеса.
Корпоративная культура – сочетание норм, ценностей и убеждений, которые определяют способ решения организацией проблем внутренней интеграции и внешней адаптации, направляют и стимулируют ежедневное поведение людей, а также сами преобразуются под его воздействием.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития.
Миссия – смысл существования, предназначение организации, которое отличает ее от других подобных организаций.
Молодые специалисты – выпускники высших и средних специальных учебных заведений, стаж работы которых после завершения образования не превышает трех лет.
Мотивация – механизм влияния на рост результативности и эффективности труда, процесс стимулирования работника или группы работников к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Отчет о корпоративной социальной ответственности (нефинансовый отчет) – это доступное, достоверное, сбалансированное описание основных аспектов деятельности компании и ее достижений, связанных с ценностями, целями, политикой устойчивого развития по вопросам, представляющим наибольший интерес для ключевых заинтересованных сторон. Это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров и других заинтересованных сторон о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своей миссии или стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-
экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Политика управления персоналом – сквозная интегрированная система управления персоналом, включающая все этапы взаимодействия работников и компании, начиная с привлечения и оформления в компанию до выхода работника на пенсию и последующей поддержки.
Природоохранная деятельность и ресурсосбережение – направление программ компании, которые осуществляются по ее инициативе с целью сокращения воздействия на окружающую среду.
Профессиональное заболевание – заболевание, которое возникло и развилось у работающих под влиянием систематического и длительного воздействия производственных факторов, свойственных данной профессии, либо совокупности условий труда, характерных лишь для того или иного производства.
Программы содействия развитию местного сообщества – это направление социальных программ компании, которые осуществляются на добровольной основе и призваны внести вклад в развитие местного сообщества.
Развитие персонала – комплекс мероприятий, реализуемых компанией с целью привлечения, адаптации, удержания работников и способствующих максимальной реализации их профессионального и творческого потенциала.
Риск – угроза негативного воздействия внешних и внутренних факторов на достижение корпоративных целей компании.
Сертификация – подтверждение соответствия качественных характеристик тому уровню, который требуется стандартом качества.
Система отчетности GRI – общепринятая система нефинансовой отчетности в области устойчивого развития по экономическим, экологическим и социальным показателям деятельности организации. Система состоит из Руководства по отчетности в области устойчивого развития, технических протоколов и отраслевых приложений.
Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.
Социальные программы – добровольно осуществляемая компанией деятельность по развитию и стимулированию персонала, созданию благоприятных условий труда, развитию корпоративной культуры, а также поддержке местного сообщества и благотворительности; носит системный характер, связана со стратегией бизнеса и направлена на удовлетворение сбалансированных запросов различных заинтересованных в ее деятельности сторон. С управленческой точки зрения социальная программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение внутренних или внешних корпоративных социальных задач.
Социальный пакет – это набор льгот, компенсаций, доплат, услуг (законодательно установленных и дополнительных), которые предоставляет работодатель работникам помимо заработной платы.
Стандарт – нормативно-методический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации.
Стратегия управления персоналом – система принципов, норм, концептуальных подходов к управлению персоналом компании, направленных на обеспечение эффективной реализации бизнес-стратегии, а также на создание условий по раскрытию человеческого потенциала для достижения целей компании.
Структурные подразделения компании – подразделения филиалов, РОКС НН, Отраслевых комплексов компании, вовлеченные в процесс производства продукции и оказания услуг компании, имеющие собственную организационную структуру, планы, персонал.
Структурное подразделение Главного офиса компании – подразделение организационной структуры Главного офиса компании, непосредственно подчиненное Генеральному директору компании или заместителю Генерального директора компании.
Устойчивое развитие – концепция, разработанная ООН и признающая роль бизнеса в обеспечении устойчивого развития общества. Концепция развития мирового сообщества, в которой предусматривается учет интересов не только ныне живущих поколений людей, но и будущих (выдвинута на Всемирном саммите в Рио-де-Жанейро в 1992 году).
Фонд оплаты труда – суммарные средства на оплату труда работников (фонд заработной платы) и выплаты социального характера.
Функциональные подразделения – организационные структуры, осуществляющие функциональное управление по видам деятельности в филиалах, РОКС НН и Отраслевых комплексах компании.
Шерпа — доверенное лицо руководителя страны-члена «Большой восьмерки», а также представитель от страны в «Большой двадцатке» (G20) и БРИКС. Шерпы отвечают за контакты с коллегами из зарубежных государств, подготовку соглашений и повестки дня саммитов.